Медовый (Первый) Спас – 14 августа

Медовый (Первый) Спас – 14 августа

В самом плодородном месяце лета существует три христианских праздника, чествующих Христа. Это урожайные Спасы. Первый из них приходится на 14 августа. Правильное церковное название – «Изнесение честных древ честного и животворящего Креста Господня». Народ же придумал множество названий, самыми распространенными из которых являются Медовый спас, Маковей и Спас на воде.

Летняя урожайная пора для крестьян хоть и была трудовой, но не отменяла радостного настроения, которое дарили тягучие струи августовского меда, аромат созревающих яблок и созерцание колосящихся полей.

Истоки праздника и его названий

Греческий часослов трактует возникновение церковного праздника следующим образом. Летняя пора в Константинополе отличалась очень высокими температурами, жара способствовала быстрому возникновению различных эпидемий. Для того, чтобы их избежать, столицу освящали частицей креста Господня, хранившегося в храме Св. Софии.

Русь не обладала такой святыней, поэтому наши православные установили празднество в честь знамений, посланных святыми иконами, когда в 12 веке Андрей Боголюбский сражался булгарами. По преданию тогда иконы Пресвятой Богородицы, Честного Креста и Спасителя послали на врагов лучи, пылающие огнем.

Название «Спас» имеет два источника. По православным церковным понятиям оно обозначает Спасителя рода человеческого, по народным поверьям – «спасение, запасание» урожая на длинные зимние месяцы.
Русские крестьяне, занятые в эту пору тяжелым трудом, не отмечали Медовый спас с большим размахом, но определенные традиции, связанные с праздником, соблюдались неукоснительно. Многие дошли и до нашего времени.

Начало Успенского поста, длящегося две недели, знаменовалось не только воздержанием в пище, но и благими деяниями. В эти дни крестьяне сообща помогали тем, кто не мог сам, в силу слабости или бедности, осуществлять осенние работы («вдовьи и сиротские помочи»). Наградой за такой труд было только угощение, а порой жители и сами дарили беднякам часть урожая.

Особенно почитаем Первый Спас женщинами. Считается, что в этот день они могут раскаяться во всех своих прегрешениях и начать, что называется, с чистого листа.

Медовый спас

Медовым Спас назвали, согласно определенной примете. Многолетние наблюдения пчеловодов показали, что к этому времени пчелы завершают медоношение. Ульи переполняются, и хозяева пасек начинают качку меда. Истинные православные ели мед только с 14 августа, при этом его нужно было обязательно освятить в церкви. Владельцы пасек замечали самый богатый медом улей, выбирали из него соты и, уложив их в новую чашку, уносили на освящение. Первый Спас называли Лакомкой: вечерами на пчельниках собирались ребятишки со всей округи – пасечники угощали всех, никому не отказывая. Тем более, что мед от Первого Спаса считался особенно целебным.

Маковей (Маккавей)

В этот день женщины начинали сбор мака, отсюда и пошло название «Маковей». Оно оказалось очень созвучным святым мученикам Маккавейским, поэтому иногда Медовый Спас называют «Маккавей».
Семеро мучеников Маккавеев жили в 166 г. до н.э. и были братьями. Вместе с матерью Соломонией и учителем Елеазаром они пострадали, когда даже под страхом смерти отказались предать веру в Единого Бога и поклоняться греческим богам.

Эллинизм в Иерусалиме насаждал царь Антиох, поправ чувства христиан тем, что водрузил в храме статую Зевса. Подвергнув страшным пыткам братьев одного за другим, Антиох не смог добиться от них отречения. Соломония поддержала своих детей и, возблагодарив Бога, умерла над их телами. Подвиг мучеников помог Иуде Маккавею решиться на восстание, в ходе которого Антиох был побежден, а Храм Иерусалима избавлен от идолов. Память святых мучеников чтится именно 14 августа.

Спас на воде

Еще его называют мокрым Спасом. Такое название дано в память о крещении князя Владимира. К водоемам организовывались крестные ходы. Тогда было принято проводить водоосвящение новых и старых колодцев и других малых источников. Три дня в это время нельзя в водоемах нельзя было стирать. Люди купались сами и в последний раз купали в святой воде скот.

В столице издревле повелось совершение крестного хода из Симонова монастыря с участием государя. На берегу Москвы-реки устраивали красивый навес-иордань с помостом и местами для Патриарха и Государя. Идя с крестным ходом и неся зажженную свечу, царь в простом одеянии входил в освященную воду. После этого государь переодевался, получал благословение Патриарха и возвращался во дворец. Этот день считался «выходным», люди освобождали царя от своих челобитных, обеспечивая ему полный покой.

Священники святой водой окропляли войска, разливали ее народу, который продолжал гуляния у Симонова монастыря. Нужно отметить, что гуляния были без лишнего веселья, пост соблюдался строго.
В этот день повсюду пекли постные пироги, пряники с медом и маком, блины со сладким маково-медовым соусом. В центр стола обязательно ставили мед в красивых посудинах.

Сегодня даже тем, кто соблюдает пост, можно без труда разнообразить стол огромным ассортиментом выпечки. Добавлять в тесто можно орехи, изюм, летние ягоды, корицу и растительное масло, какао. Очень вкусной получается каша, приготовленная с изюмом, орехами и медом. Такие угощения придутся по вкусу всем, независимо от традиций.

Народные приметы о Медовом спасе

Памятная дата считалась началом природной осени и подготовки к зиме. Крестьяне, внимательно наблюдавшие за изменениями климата и его проявлений, заметили, что со времени Первого Спаса роса и вода в реках и озерах становится холодной, купаться уже нельзя. Существовало убеждение, что если конь искупается после Медового Спаса, он не сможет пережить зиму.

Если праздничный день был дождливым, окончание лета ожидалось таким же. Многие начинали в Маковей сеять озимую рожь. Для хорошего урожая мужчину на засевание поля выбирали своеобразным гаданием: варили яйца и смотрели, кому из мужчин попадется наиболее полное. Рожь перед посевом освящали.

Собираясь устроить обед или ужин в честь Медового спаса, не забудьте о постности стола. А обезопасить свой дом от дурного глаза и неудач можете зернышками мака, которые тоже принято освящать в этот день в церкви.

близко по теме:

Ольга Григорьева
Информация

Я - женщина. Стремлюсь к интересному, избегаю скучного. Написание статей помогает раскрывать то, чего раньше не знала. Мне приятно делать это для себя и для читателей. У меня двое сыновей, с которыми я люблю общаться и рассказывать им тайны нашей Земли. Я пишу обо всем, потому что знаю - есть люди, которым это точно нужно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*